СПИСОК ХОРОШИХ КНИЖЕК ПО ВОЗРАСТАМ
Не смотря на то, что на дворе век информационных технологий, царствования интернета, электронных устройств, слово «книга» у нас, у взрослых, вызывает трепет и воспоминания о теплых семейных вечерах, о запахе свежего переплета, о предвкушении захватывающего приключения.
Так давайте вместе подарим нашим детям эту радость, эту любовь к книгам и создадим прекрасную традицию совместного чтения.
Мы попросили нашего психолога, Елизавету Романову, ответить на волнующие вопросы о чтении книжек детям, а также совместно со специалистами нашего клуба составили список рекомендуемых книг по возрастам и совету по выбору художественной литературы.
Почему важно читать книги детям? Почему бы просто не посмотреть мультики?
Именно чтение развивает внимание, воображение, умение мыслить абстрактно, образно и конкретно. Книжки с картинками помогают ребенку зафиксировать внимание на определенном объекте, действии, уделить внимание тому или иному герою, сформировать свое отношение к прочитанному.
Постоянная смена кадров в мультике не дает возможности ребенку уловить и проанализировать максимум информации, поэтому внимание рассеивается и превращается просто в наблюдение за быстро сменяющими друг друга картинками, звуковое сопровождение идет отдельным фоном, ребенок не успевает сконцентрироваться, чтобы понять, а уж тем более запомнить все, что происходит на экране.
Заменяют ли живое чтение аудио-сказки?
Живое чтение аудио-сказки заменить не могут, особенно в раннем возрасте — только дополнить в качестве фона, как, например, песни из детских сказок, релакс-музыка для малышей.
Только живое чтение способно заинтересовать ребенка, т.к. если что-то интересно и весело рассказывает мама и при этом наглядно показывает объект чтения (например, «Это-уточка, «кря-кря», вот она в книжке, а у тебя есть резиновая уточка в ванночке, а это про уточку книжка»…)- чтение становится любимым способом проведения времени с мамой. В силах мамы максимально заинтересовать ребенка чтением, превратить процесс, по мере роста ребенка, в мини-театральное представление, разыгрывание сюжетов по ролям. Очень полезно после прочтения книжек посещать детские спектакли по мотивам любимых произведений. Это еще крепче свяжет ребенка с миром искусства и позволит развить кругозор и воображение.
С какого возраста есть смысл начинать читать?
Чем раньше-тем лучше!!! Малышу от рождения приятно слышать мамин голос, мамино обращение. Приятная интонация, повторение одной и той же информации, многоразовое чтение одной и той же книги приводит к запоминанию ребенком каждого слова и картинки и вызывает приятные эмоции (улыбку, смех, радость) при слушании знакомых сказок и виде знакомых полюбившихся героев.
Возраст от 0 до 2
Какими качествами должны обладать книжки для этого возраста?
Книжка в первую очередь должна быть безопасна: не из тонкой бумаги, не в мягкой бумажной обложке, которую легко откусить и проглотить. Желательно, чтобы книжка была из плотного картона без острых углов, или из резины. Интерес пожевать книжку абсолютно нормален, это знакомство с книгой (именно поэтому она должна быть безопасна). Книжки для самых маленьких должны быть большими и яркими, есть книги и с музыкальными вставками. Например, нарисована уточка, а рядом кнопка, нажав которую, можно услышать: «Кря-кря». Маме при этом необходимо прокомментировать: «Это уточка крякает».
Каков характер чтения книг для этого возраста?
Начинать нужно с самого простого: вначале длительно систематично и регулярно знакомим ребенка сначала с героями сказки, героев должно быть мало, а сказка самая короткая. Необходимо повторять чтение одной и той же сказки с яркой словесной эмоциональной окраской не менее 3 раз в день, на протяжении 1-2 месяцев. Во время чтения следует показывать яркие картинки, перечислять нарисованных героев, их действия, изображать звуки и обязательно давать понять, что Вам тоже очень интересно.
Русские народные сказки часто пугают и плохо заканчиваются. Насколько это вредно для детской психики?
Отрицательные персонажи не страшны без нашей эмоциональной окраски, ребенка нельзя пугать отрицательными персонажами, а в сказках добро побеждает зло. Что касается таких сказок, как «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба» то тут следует делать акцент на идентификации (узнавании) каждого действующего лица (Бабушка, Дедушка, Колобок, Курочка и др…) и наделение определенных персонажей определенными качествами( Лиса- хитрая, Петушок-смелый, Зайка-доверчивый, а Колобок, так он все равно съедобный, мучной и то, что его в итоге съели, ничего страшного , заостряем внимание не на этом, а том, что хитрее всех оказалась Лиса.
Как заинтересовать ребенка чтением книжек, в какой момент ему стоит предлагать их читать?
Чтение книжки может стать хорошим традиционным занятием перед сном (дневным, ночным), так же не навязчивым, а интересным проведением Вашего досуга с ребенком.
Дети в этом возрасте, как правило, выбирают одну книгу-любимицу и заставляют родителей читать ее по 100раз на дню. Почему так происходит?
Дети выбирают хорошо знакомую книгу, содержание которой знают наизусть, поэтому у ребенка создается впечатление, что он сам может ее читать, а родители просто помогают и напоминают, то, что ребенок забывает, в этом «тандеме» общения ребенка с родителями с помощью книги укрепляются еще и родственные доверительные отношения. Препятствовать чтению любимой книги не надо, советую просто предлагать постепенно другую книжку, не вытесняя явно любимую.
- Русские народные сказки: «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок».
- Русские народные песенки, потешки: «Ладушки, ладушки!..», «Петушок, петушок…», «Большие ноги…», «Водичка, водичка…», «Баю-бай, баю-бай…», «Пошел кот под мосток…», «Киска, киска, киска, брысь!..», «Как у нашего кота…».
- Серия «Книжки Пышки» : «Ушки-погремушки», «Пузики», «Книжки-пышки-радуга» Изд. Лабиринт
- Серия «Говорящие обучающие книги»: «Лесные жители», «Мои машины», «Домашние друзья» и др. Изд. Книжный Дом «Азбукварик»/«Белфакс»
- 3. Александрова: «Прятки»;
- А. Барто: «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»);
- В. Берестов: «Курица с цыплятами»;
- В. Жуковский: «Птичка»;
- Г. Лагздынь: «Зайка, зайка, попляши!»;
- С. Маршак: «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»);
- И. Токмакова: «Баиньки».
- З. Александрова: Стихи Изд.Эксмо 2009 г
- «Великая книга о Зайке, или полезные истории и беседы» Изд.Карапуз
- Джек Тикл: «Зубастая акула», «Забавный светлячок», «Трудолюбивая пчела» Изд. Мозаика-синтез,2008 г
- Ю. Каспарова: «На ферме» Изд.Ранок
- Т. Носенко: «Моя первая книга: Словарь в картинках. Для детей от года до трех лет» Изд. АСТ
- Е. Данилова: «Уроки для самых маленьких»
- «Знакомимся с цветом». Книжка с магнитными картинками. Изд. Эгмонт
- «Моя первая книга». Ред. Астахова Н.В. Изд. Белый город
- Н. Радлов: «Рассказы в картинках
- Л. Воронкова: «Маша-растеряша»
- Т. Александрова: «Хрюшка и Чушка» (в сокр.);
- Л. Пантелеев: «Как поросенок говорить научился»;
- В. Сутеев: «Цыпленок и утенок»;
- Е. Чарушин: «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»);
- К. Чуковский: «Цыпленок».
Возраст 2-3
Какими качествами должны обладать книжки для этого возраста?
Картинки могут быть уже сюжетно — действенные (герой сказки изображен в действии, например, лиса несет зайчика к себе в норку и приговаривает…), картинки привлекают уже не только яркостью, но и смысловой нагрузкой содержания сказки, истории, из которой нужно сделать вывод, и расставить акценты, кто и почему прав, кто виноват.
Как в этом возрасте понять, насколько ребенок усвоил прочитанное?
Для того чтобы ребенок вник в содержание, произведение должно быть прочитано не однократно и постепенно, с акцентированием Вашего внимания на нюансах произведения. Прямые вопросы могут поставить ребенка в тупик, ребенку интереснее рассказывать произведения по ролям, держа в руках игрушки, которые соответствуют героям читаемого произведения. Для запоминания необходимо всячески пробуждать у ребенка интерес к чтению, повторению, превращать в игру, не загружая внимание ребенка большим количеством литературы. Книжки нужно чередовать, по две коротеньких истории в неделю, потом добавлять, опять повторять в разных формах и ситуациях (на прогулке, в ожидании очереди в магазине,).
- Русские народные сказки, «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», «Маша и медведь», обр. М. Булатова.
- Т. Крюкова: «Автомобильчик БИП», «Паровозик Пых», «Сказки почемучки», «Крошка Ежик» Изд. Аквилегия-М
- Г.Цыферов: «Паровозик из Ромашково» и другие сказки Изд.Росмэн-Пресс
- В. Бианки: «Лесные домишки: Сказки и рассказы» Изд. Стрекоза-Пресс
- К. Чуковский:Стихи и сказки (рекомендуем в картинках В.Сутеева «Сказки Чуковского в картинках Владимира Сутеева» Из.АСТ)
- Сборник «Любимые детские писатели. Сказки и стихи» Изд. Росмэн-Пресс
- С. Михалков: «Песенка друзей», «Три поросёнка»
- В. Сутеев: «Сказки»
- С. Прокофьева: «Маша и Ойка»
- Уилсон, Чапмен: «Когда Медведик спит», «Медведик просыпается» Изд. Азбука
- Д. Хармс: «Очень страшная история»
- Г. Юдин : «Вытри лапы и входи».
- С.Маршак: «Сказка о глупом мышонке», «Веселый счет до 10», английские стихи
- В. Чижиков: «Петя и медвежонок Потап» Изд. Махаон
- С.Козлов: Сказки о Ежике и Медвежонке Изд. Росмэн
- М. Пляцковский: «Ромашки в январе»
- Алф Прейсн: «Про козленка, который умел считать до десяти»
- В. Кротов: серия про Червячка Игнатия
- Ротраут Бернер: книги про времена года «Весенняя книга», «Осенняя книга», «Летняя книга», «Зимняя книга»
- И. Румянцева, И. Баллод: «Про маленького поросенка Плюха: по мотивам сказок Э.Аттли
- Г. Остер: «Котенок по имени Гав»; «Обезьянки младшего возраста».
- О. Дриз: «Моя песенка».
- Б. Заходер: Стихи и сказки.
- Л.Толстой :«Три медведя», «Спала кошка на крыше»
- М.Горький :Жил-был самовар: рассказы и сказки.
- К. Ушинский : «Детям: рассказы и сказки».
- Д. Мамин-Сибиряк: «Аленушкины сказки».
- М.Пришвин: «Берестяная трубочка; Рассказы о животных».
- Э.Мошковская: «Я был таким хорошим»; «Какие бывают подарки».
- Стихи и песни матушки Гусыни
- В. Берестов: «Больная кукла», «Котенок»;
- А. Введенский: «Мышка», «Песня машиниста»;
- Н. Саконская: «Где мой пальчик?»;
- Г. Сапгир: «Кошка»;
- Н. Шкулева: «Лисий хвостик…», «Надувала кошка шар…»;
- Н. Павлова: «Земляничка»;
- В. Сутеев: «Кто сказал «мяу».
Возраст 3-4
Какими качествами должны обладать книжки для этого возраста?
Чтение вызывает большой интерес в увлекательных историях, наполненных смыслом, с меньшим количеством информативных картинок, только в основном общие фоны, т.к. в этом возрасте просыпается яркое, красочное воображение. Чтение так же остается обязательным интересным занятием на ночь. В течение дня чтение может стать хорошим способом скрасить досуг , но занимать должно не более 30-40 мин, чтобы интерес ребенка не терялся. Можно начинать читать и большие произведения, но по главам, оставляя продолжение на потом, на другие дни, интерес этим тоже подогревается.
- Русские народные сказки: «Морозко»; «Царевна-лягушка»; «Василиса Прекрасная»; «Крошечка-Хаврошечка»; «По щучьему велению»; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»,обр. Булатова;«Бычок —черный бочок, белые копытца», «Снегурушка и лиса», обр. М. Булатова; «Лиса и Заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой.
- Н.Носов: «Живая шляпа»
- А.Усачев: «Прогулки по Третьяковской галерее с поэтом Андреем Усачевым: Стихи» изд.Дрофа-Плюс
- С.Махотин: «Прогулки по лесу» Изд.Белый город
- Женевьева Юрье: серия «Жили-были кролики». Изд.Махаон
- Сборник «Лучшая книга для чтения на ночь» Изд.Росмэн-Пресс
- В. Маяковский: Стихи детям Изд. Эксмо
- Дональдсон, Шеффлер: «Груффало: Сказка в стихах»
- В.Воробьев: «Капризка» Изд. Пермское книжное издательство
- Т. Янссон: «Сказки долины Муми-троллей»
- Х. Хайне: «Трое из Кукалау», «Хорошо, что есть друзья», «Дело было в Кукалау», «Тайны хутора Кукалау» — о приключениях петуха Франца, мышонка Джонни и поросенка Вальдемара.
- Я.Фалконер: Истории про свинку Оливию – «Оливия», «Оливия спасает цирк», «Оливия и пропавшая игрушка», «Оливия и настоящий оркестр», «Оливия встречает новый год».
- А. Усачев: «Умная собачка Соня», «Про Бабу-Ягу»
- Т. Александрова: «Домовенок Кузька».
- Г. Лебедева: «Как Маша поссорилась с подушкой»
- Л. Кэрролл: «Алиса» для малышей Изд.ТриМаг
- А. Катаев: «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»
- М. Розен: «Идем ловить медведя»
- Э. Успенский: «Крокодил Гена и его друзья», «Про мальчика Яшу»
- И.Токмакова: Стихи
- С.Михалков: «Дядя Степа»; «Рассказ о неизвестном герое», «Лесная академия»
- С.Маршак: «Вот такой рассеянный»; «Двенадцать месяцев»; «Усатый-полосатый»; «Что такое перед нами» и другие стихи.
- Л.Мур: «Крошка Енот».
- Шарль Перро: «Кот в сапогах»
- В. Мамин-Сибиряк: «Серая Шейка»
- А.Аксаков: «Аленький цветочек».
- Б. Заходер: «Мохнатая азбука»; «Ванька-Встанька».
- М.Пляцковский: «Букашка, которая хотела стать большой»; «Непонятливый львенок»; «Помощник»; «Как щенок Тявка учился кукарекать»; «Конкурс красоты»; «Длинная шея»; «Как утенок Крячик свою тень потерял»; «Ромашки в январе. Трудное задание»; «Босолапки на кожаном ходу» и др. рассказы.
- О. Альфаро: «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц;
- Е. Бехлерова: «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина
- Д. Биссет: «Лягушка в зеркале», пер. с англ. Н. Шерешевской;
- А. Каралийчев: «Маленький утенок», пер. с болг. М. Качауновой;
- К. Чапек: «Трудный день», «В лесу», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. с чеш. Г. Лукина;
- Д. Мамин-Сибиряк: «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке», «Сказка про храброго Зайца —Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»;
- Л. Толстой: «Птица свила гнездо…», «Таня знала буквы..», «У Вари был чиж…», «Пришла весна…»;
Возраст 4-5
На что обращать внимание при выборе книжек для детишек старше 4 лет?
В возрасте от 4 лет, у мальчиков и девочек наступает «расцвет фантазии, воображения, ассоциаций» (ассоциирования себя с героями сказок: девочки ассоциируют себя с красавицами-принцессами, мальчики ассоциируют часто себя с положительными сильными, смелыми личностями, рыцарями — победителями зла). В наших силах развивать и в дальнейшем в детях любовь к доброму, чистому и светлому
Как сделать так, чтобы книжка запомнилась?
в первую очередь, заинтересовывать ребенка , как бы «заражая» своим интересом, уделяя внимание определенным, значимым, по Вашему мнению, моментам. При этом важно не превращать анализ прочитанного в экзамен, а пробовать пересказать какие-то диалоги вместе с ребенком (можно по ролям), задавая вопросы о том, кто из героев понравился и почему, искренне интересуясь его мнением. Нельзя заставлять и принуждать к чтению, потому что, если Вы не в настроении, лучше не читать ребенку, т.к. Ваше раздражение он обязательно почувствует. И, конечно же, следует читать такие книжки, которые нравятся Вам, потому что ребенок почувствует Ваше настроение и энтузиазм.
- Х. Андерсен: «Стойкий оловянный солдатик», «Дюймовочка», «Огниво», «Снежная королева»
- Э.Успенский, В.Чижиков: «Вера и Анфиса знакомятся: Сказочная история»
- О.Пройслер: «Маленькая Колдунья», «Маленькое Привидение».
- Л. Пантелеев: «Про Белочку и Тамарочку». Изд.Махаон
- «Техника» Изд.Росмэн 2009 г.
- А.Толстой: «Приключения Буратино, или Золотой ключик»
- К.Бальмонт: «Детский мир. Стихи.»
- А.Шмидт: «Саша и Маша» Изд. Захаров
- Лагерлеф Сельма: «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
- Н.Носов: «Незнайка в цветочном городе»
- В. Постников: «Приключения Карандаша и Самоделкина».
- А. Курляндский «Про попугая Кешу».
- Э.Успенский: серия про Простоквашино
- Шарль Перро: Сказки «Золушка», «Мальчик-с-пальчик»
- Л. Толстой: «Косточка», «Отец приказал детям»
- А.Чехов: «Мальчики»
- И. Токмакова: «Аля, Кляксич и буква «А»», «Счастливо, Ивушкин»; «В стране «Нигде и никуда»»
- Сьюз Доктор: «Слон Хортон и город ктотов»
- В. Осеева: «Волшебное слово» Изд.Амфора
- В. Драгунский: «Денискины рассказы», «Тайное становится явным»
- Ф. Одоевский: «Мороз Иванович»; «Городок в табакерке».
- А. Пушкин: «Сказка о царе Салтане»; «Сказка о золотом петушке»; «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о медведихе»; «Сказка о попе и работнике его Балде».
- М. Горький: «Воробьишко».
- С.Маршак: «Великан»; «Хороший день»; «Про все на свете.Азбука в стихах», «Багаж», «Вот какой рассеянный».
- Б.Заходер :«Жили-были два соседа..»; «Приятная встреча».
- Русская народная сказка: «Журавль и цапля»; «Петушок – золотой гребешок и чудо-меленка»; «Летучий корабль»; «Гуси-лебеди»
- К. Чуковский: «Тараканище», «Барабек»; «Ежики смеются»; «Слониха читает»;
- А.Барто: «Вот так ребенок».
- В. Лунин: «Я – поезд»; «Утреннее настроение»; «Даю вам слово!».
- Е. Чарушин: «Тюпа, Томка и сорока».
- Братья Гримм: «Беляночка и Розочка».
- Н. Сладков: «Загадочный зверь»; «Выеденное яйцо»; «Отчего у лисы длинный хвост?»
- Г.Цыферов «Цыпленок»; «Сказка старинного города».
- А.Хайт: «Приключения кота Леопольда».
- Энтин, Ливанов: «Бременские музыканты»
- А. Милн, Б. Заходер: «Винни-Пух и все-все-все».
- Р. Сеф. «На свете все на все похоже…»
- А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»
- А. Балинт: «Гном Гномыч и Изюмка» (главы из книги), пер. с венг. Г. Лейбутина;
- М. Зощенко: «Показательный ребенок»
- Д. Биссет: «Про поросенка, который учился летать», «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской;
- Гинтарас Береснявичюс «Волчок, Юла и Медный вепрь»
Возраст 6-8
В чем особенность восприятия книжек у детей этого возраста?
Дети в этом возрасте способны анализировать, фантазировать, оценивать, быстро запоминать и воспроизводить информацию. Память в этом возрасте просто феноменальная, уже гораздо лучше усидчивость. Уже много времени можно уделять чтению. Дети любят проигрывать прочитанные сказки, олицетворяя себя с тем или иным персонажем (как и четырёхлетки).
Какие иллюстрации выбирать?
В книжках достаточно картинок общего плана, остальное восполняет сюжетная информация и сила воображения, которое просто необходимо развивать, это еще одно огромное превосходство книги перед мультиком — мультик готовая информация, книга приводит в работу все системы детского анализа и восприятия информации. Желательно после прочтения произведения, показать ребенку фильм по мотивам данного произведения или отвести на театральную постановку данного произведения. Было бы отлично предложить ребенку самому нарисовать сюжет или иллюстрацию к прочитанному.
Как воспитывать уважение к книжкам?
Уважение воспитывается, в первую очередь, своим примером, отношением к книге, как к хранительнице очень ценной и полезной информации. Книга ценнее предмета бытовой техники (такого как телевизор, магнитофон и др.), равносильного книге носителя информации и по содержанию (красоте описания, речевых оборотов, возможности восприятия информации из «первых уст» и по пользе воздействия на основные сенсорные системы восприятия окружающего мира ребенком) — просто нет. Хранить книги следует на книжной полке или прикроватной тумбочке, столике, оставляя закладку на той странице, где остановились. Ни в коем случае не следует бросать книжку раскрытую и перевернутую в зоне доступа младших детей или в зоне для активных игр. Стоит приобрести специальную закладку и позволять ребенку самому ее вкладывать в книжку, не загибая углов страниц.
Как сделать так, чтобы чтение книжек стало любимым делом?
Начиная чтение книг с самого рождения, делая чтение основой досуга, постоянно проводя параллели из жизненных ситуаций с прочитанным. Например, идем к другу на день рождения, мама спрашивает: «А что Малыш хотел на день рождения?», «А что Карлсон ему ответил?». Вы сами увидите, что игры Вашего ребенка станут более насыщенными и интересными, ребенок станет более коммуникабельным, способным размышлять и анализировать. Чтение может стать основой досуга в этом возрасте, скуку всегда можно развеять интересной книжкой. А совместное получение положительных эмоций, тесный контакт во время рассматривания картинок поможет пережить удивительные моменты и укрепить вашу близость с ребенком.
- Г. Остер: «Вредные советы. Книга для непослушных детей», «Петька-микроб»
- А.Линдгрен: «Эмиль из Леннеберги», «Пеппи Длинный Чулок», «Принцесса, не желавшая играть в куклы»
- А.Волков: «Волшебник Изумрудного города». Изд. АСТ
- С. Нурдквист : серия про старика Пенсона и его кота Финдуса.
- Дж. Харрис : «Сказки дядюшки Римуса»
- А.Фет: «Мама! Глянь-ка из окошка…»
- А. Иванов: «Крылья, ноги и хвосты»
- Гримм Якоб и Вильгельм: Сказки братьев Гримм
- К.Чуковский: «Доктор Айболит. Путешествие в Страну Обезьян» Изд. Амфора, «Пента и морские пираты».
- Дж. Родари: Сказки по телефону
- Льюис Кэролл: «Алиса в стране чудес»
- Джеймс Мэтью Барри: «Питер Пэн»
- Э.Успенский: «Вниз по волшебной реке», «Меховой интернат», «25 профессий Маши Филиппенко»; «Гарантийные человечки»;
- И. Гамазкова: «Азбука в загадках и обманках»
- Б.Житков: «Все о больших и маленьких приключениях»
- Распе Рудольф Эрих: «Приключения барона Мюнхаузена»
- Л. Яхнин: «Площадь картонных часов»
- Фиона Ватт: Принцессы (для девочек)
- М. Пляцковский: «Большая пиратская книга»
- Л. Петрановская: «Что делать, если..».
- Тюхтяевы Ирина и Леонид: «Зоки и Бада»
- А.Вестли: «Мама, папа, бабушка, 8 детей и грузовик» ;»Муфта, Полботинка и Моховая Борода»
- В.Бианки: «Лесные были и небылицы».
- В.Чаплина: «Вайгач».
- К. Булычев Приключения Алисы (Путешествие Алисы; Заповедник сказок; Миллион приключений; Конец Атлантиды; Подземная лодка; Алиса и крестоносцы; Война с лилипутами)
- Ю.Алешковский «Кыш и Два портфеля».
- Л.Пантелеев «Буква «ты»»; «Фенька»; «Две лягушки» и др.
- И.Пивоварова «Мой храбрый лев»; «Волшебная палочка»; «Про шляпу».
- П.Ершов: «Конёк-горбунок».
- Л.Толстой: «Акула»; «Пожарные собаки»; «Филипок; булька»; «Мильтон и Булька»
- А.Пушкин: «Сказки»: «Сказка о царе Салтане»; «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; «Сказка о рыбаке и рыбке»
- В.Степанов: «Осторожный снег»
- М.Пришвин: «Лисичкин хлеб»
- А.Усачев: «Ботинок»; «Живая книга»; «Мы играли в Паровоз»; «О чтении»; «Что такое лето»; «По тропинке жарким летом»; «Как сороконожку за лекарем посылали»; «Пустынная песня»; «Кого принимают в школу?»
- М. Ганина: «Тяпкин и Лёша»
- И.Крылов: Басни
- C.Маршак: «Декабрь»; «Пожелания друзьям»; «Мельник, мальчик и осел».
- В. Маяковский «Эта книжечка моя про моря и про маяк».
- С.Махотин «Дождевая бочка».
- Ю.Мориц «Букет котов»
- Н.Некрасов «Зеленый шум»
- И.Токмакова «Сентябрь»; «Голубая страна»; «Скоро в школу».
- К.Паустовский «Кот-ворюга»; «Барсучий нос»; «Резиновая лодка»; «Стальное колечко».
- П. Бажов. «Серебряное копытце»;
- А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»;
- Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»;
- Г. Сапгир. «Как лягушку продавали», «Смеянцы», «Небылицы в лицах».
- В. Даль. «Старик-годовик»;
- К. Драгунская. «Лекарство от послушности»;
- Н. Носов. «Бобик в гостях у Барбоса»;
- Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу»